Книги и аудиокниги

Новое приложение «Свет»

Запреты и провалы русских пьес

17 января 2025 г.
Запреты и провалы русских пьес
Многие из пьес, которые сейчас считаются классикой и гордостью русского театра, в своё время встретили разгромную критику, запреты и отмены.
Рассказываем, как государство, зрители и критики не сразу приняли шесть театральных хитов — «Недоросля» Фонвизина, «Бориса Годунова» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, «Женитьбу» Гоголя, «Бесприданницу» Островского и «Чайку» Чехова.

«Борис Годунов»

Трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», написанную в 1825 году, запретил публиковать Николай Первый, назначивший себя личным цензором поэта. Но это не мешало Александру Сергеевичу читать произведение друзьям и соратникам.
Он [Пушкин] обещал прочесть всему нашему кругу «Бориса Годунова», только что им конченного. <...> Какое действие произвело на всех нас это чтение, передать невозможно. До сих пор ещё — а этому прошло сорок лет — кровь приходит в движение при одном воспоминании, — вспоминал историк Михаил Погодин.
Напечатали пьесу с купюрами через пять лет, а впервые драму показали в театре в 1870 году, через 33 года после смерти Александра Пушкина.

«Бесприданница»

Другой пример критики, но уже не государственной, а зрительской, — «Бесприданница» Александра Островского. Пьеса легко прошла цензуру, но премьерные спектакли в Москве и Петербурге закончились провалом. Критик Сергей Флёров писал: «Во время первого представления автор не был вызван после окончания пьесы <...> Очевидно, что драма не увлекла залы».
Неужели стоило г. Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории о глупенькой, обольщённой девице? — недоумевала газета «Новое время».
Успех к пьесе пришел только после смерти автора, когда главную роль начала играть блистательная Вера Комиссаржевская — актриса Александринского театра.
Премьеру чеховской «Чайки» во время представления на сцене Александринки «убило единогласное шиканье всей публики»: «Точно миллионы пчёл, ос, шмелей наполнили воздух зрительного зала. Так сильно, ядовито было шиканье», — писал «Петербургский листок» в 1896 году. Однако спустя два года пьеса реабилитировалась на сцене МХАТа, став визитной карточкой театра.

«Женитьба»

Комедию «Женитьба» Николая Гоголя критики тоже не поняли.
«Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже весёлости — и это комедия…», — писала газета «Северная пчела».
Актёр Иван Сосницкий считал, что «Две прекрасные сцены не могут искупить целой комедии, а комедии-то и нет. Сюжета никакого: бог знает, зачем люди приходят и уходят». Виссарион Белинский дал свой ключ к объяснению неуспеха «Женитьбы» на Александринской сцене. По его мнению, в провале было виновато актёрское исполнение («репертуар не приучил актёров к изучению действительности, не воспитал их в умении создавать целостный спектакль») и неготовность публики, привыкшей к водевилям, к комедии принципиально нового типа.

«Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова была сразу зарезана цензурой, но это не мешало ей ходить по рукам в списках. Впервые произведение опубликовали фрагментами в альманахе «Русская Талия». Отдельным изданием комедию напечатали в 1833 году, но снова с цензурными купюрами. В оригинальном виде произведение увидело свет в 1862 году. Первую постановку «Горя от ума» на сцене Петербургского театрального училища в 1825 году тоже запретили, и впервые пьесу показали только в 1831 году в Александринском театре. Александр Грибоедов умер в 1829 году.

«Недоросль»

Сатирическая комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» о превратностях русской жизни была встречена цензурным отказом. В Петербурге ставить пьесу отказались сразу, в московском театре её изучали детальнее, но некоторые реплики посчитали слишком смелыми и не решились показывать спектакль публике. Премьеру оттягивали, но на помощь пришёл дипломат Никита Панин — друг и бывший начальник Фонвизина. 24 сентября 1782 года комедия «Недоросль» дебютировала на сцене Вольного российского театра в Петербурге.
«Театр был наполнен, и публика аплодировала пиесу метанием кошельков…», — писали газеты об успехе постановки.
Первая публикация комедии состоялась в 1783 году. «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…», — писал о пьесе Николай Гоголь.